ГЛОНАСС

glonass.jpgГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС, GLONASS) – российская спутниковая система навигации.

На сегодня в мире функционируют две основных системы глобальной спутниковой навигации: GLONASS и GPS.

GPS (англ. Global Positioning System) — система глобального позиционирования. Спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США, при этом в настоящее время доступна для использования для гражданских целей

Существуют также системы на этапе развития:

Galileo — совместный проект Европейского союза и Европейского космического агентства, анонсированный в 2002 году. С декабря 2016 года начата опытная эксплуатация. Полнофункциональное использование системы начнется не ранее 2020 года.

Beidou – китайская региональная навигационная система. Обеспечивает покрытие в границах Азии и Тихоокеанского региона. К 2020 году планируется довести орбитальную группировку до 35 космических аппаратов и сделать систему глобальной.

QZSS – японская региональная навигационная система. Предназначена для обслуживания потребителей в Тихоокеанско-Азиатском регионе..

NAVIC – автономная региональная навигационная система на Индийском полуострове.

Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования.

Система навигации ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей. Благодаря ГЛОНАСС можно осуществлять спутниковый мониторинг наземного, морского и воздушного транспорта. Доступ к гражданским сигналам навигации ГЛОНАСС в любой точке земного шара, на основании указа Президента РФ, предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Благодаря ГЛОНАСС можно осуществлять не только навигацию, но и спутниковый мониторинг транспорта.

Задачи, решаемые с использованием технологии ГЛОНАСС:

  • централизованное навигационное обеспечение всех видов пользователей;
  • навигационно-информационное обеспечение геодезических, строительных, транспортных, сельскохозяйственных, природопользовательских и других работ, требующих высокой точности позиционирования с использованием ГЛОНАСС/GPS;
  • навигационно-информационное обеспечение мониторинга и прогнозирования опасных природно-техногенных явлений, в том числе геодинамических процессов, критически важных объектов, подвижных объектов различного назначения;
  • навигационный мониторинг и прогноз состояния объектов инфраструктуры и крупных инженерных сооружений;

Возможные сферы применения технологии ГЛОНАСС в прикладных задачах координатно-временного и навигационного обеспечения хозяйственной деятельности:

  • кадастр недвижимости, землеустройство и мониторинг земель, в том числе определение координат поворотных точек границ административных образований, земельных участков, координат объектов недвижимости, координатное обеспечение аэрофотосъёмки и создание крупномасштабных кадастровых карт и планов, другие кадастры;
  • геодезия и картография, в том числе создание геодезических сетей различного назначения, создание топографических карт и планов;
  • планирование территорий, градостроительство, в том числе определение или вынос в натуру границ поселений, красных линий в них, проектно-изыскательские работы, исполнительные съёмки;
  • строительство промышленных и других объектов, проектно-изыскательские работы, вынос объектов в натуру, исполнительные съёмки, разбивка строительных сеток, обеспечение маркшейдерских работ;
  • прокладка железнодорожных и автомобильных магистралей, мостов и других сооружений на дорогах, нефте- и газопроводов, линий электропередач и связи, проектно-изыскательские работы, исполнительные съёмки;
  • разработка природных ресурсов, в том числе проектно-изыскательские работы, разработка карьеров, управление техникой (бульдозеры и пр.) координирование скважин и других ресурсодобывающих объектов, исполнительные съёмки, природоохранные мероприятия;
  • коммунальное хозяйство, в том числе вынос объектов в натуру, исполнительные съёмки, крупномасштабное картографирование объектов (колодцев, задвижек, коллекторов и т.д.), отыскание колодцев и других объектов в трудных условиях, например, зимой под снегом;
  • сельское хозяйство, в том числе управление сельскохозяйственными машинами;
  • геодинамика и мониторинг геологической среды, деформации и смещения инженерных сооружений и грунтов;
  • мониторинг передвижения специального транспорта, когда требуется его позиционирование с ошибками 1 м и менее, позиционирование дорожно-транспортных происшествий, охранные мероприятия.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС»

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон "О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы.

гло4.png

«ЭРА ГЛОНАСС» представляет собой систему спутникового мониторинга транспорта и предназначена для автоматического оповещения служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях, что позволит снизить уровень смертности и травматизма на дорогах. Система включает навигационно-телекоммуникационные терминалы, устанавливаемые на транспортные средства, и соответствующую инфраструктуру операторов мобильной связи и экстренных служб

«ЭРА ГЛОНАСС» полностью совместима с европейской системой eCall/E112. В случае аварии необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передается в диспетчерский пункт системы-112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).

Автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» по желанию владельцев автомобилей могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д.

В соответствии с Правилами оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2018 № 153, все владельцы автобусов и перевозчики опасных грузов должны сообщать о местонахождении своих транспортных средств через оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в Ространснадзор.

В рамках проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, на территории населенных пунктов, в которых проводятся матчи, Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2017 г. N 1426 утверждены:

Положение о порядке оснащения автобусов аппаратурой спутниковой навигации, идентификации ее в Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС", составе информации о местонахождении, направлении и скорости движения автобусов, а также о порядке передачи такой информации в автономную некоммерческую организацию "Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации";

Положение о порядке направления владельцами автобусов уведомлений о планируемом въезде автобусов на территории населенных пунктов, в которых проводятся матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, составе содержащихся в них сведений, а также о порядке передачи таких сведений в соответствующие территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Использование данных дистанционного зондирования Земли

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) — изучение Земли по измеренным на расстоянии, без непосредственного контакта с поверхностью, характеристикам. Различные виды съемочной аппаратуры для осуществления дистанционного зондирования устанавливаются на космических аппаратах, самолетах или других подвижных носителях.

Сферы применения:

  • Обновление топографических карт
  • Прогноз и контроль развития наводнений, оценка ущерба
  • Мониторинг сельского хозяйства
  • Контроль гидротехнических сооружений на каскадах водохранилищ
  • Реальное местонахождение морских судов
  • Отслеживание динамики и состояния рубок леса
  • Природоохранный мониторинг
  • Оценка ущерба от лесных пожаров
  • Соблюдение лицензионных соглашений при освоении месторождений полезных ископаемых
  • Мониторинг разливов нефти и движения нефтяного пятна
  • Наблюдение за ледовой обстановкой
  • Контроль несанкционированного строительства
  • Прогнозы погоды и мониторинг опасных природных явлений

Методы ДЗЗ могут быть пассивные, использующие естественное отраженное или вторичное тепловое излучение объектов, обусловленное солнечной радиацией, и активные — использующие вынужденное излучение объектов, инициированное искусственным источником направленного действия. Диапазон измеряемых электромагнитных волн — от долей микрометра (видимое оптическое излучение) до метров (радиоволны). Возможность идентификации и классификации объектов основывается на том, что объекты разных типов — горные породы, почвы, вода, растительность и т. д. — по разному отражают и поглощают электромагнитное излучение в том или ином диапазоне длин волн

Снимки поверхности Земли Космические аппараты дистанционного зондирования Земли используются для изучения природных ресурсов и решения задач метеорологии, они оснащаются в основном оптической и радиолокационной аппаратурой. Преимущества последней заключаются в том, что она позволяет наблюдать поверхность Земли в любое время суток, независимо от состояния атмосферы.

Для создания точных карт на основе данных дистанционного зондирования, необходима трансформация, устраняющая геометрические искажения. Снимок поверхности Земли аппаратом, направленным точно вниз, содержит неискаженную картинку только в центре снимка. При смещении к краям расстояния между точками на снимке и соответствующие расстояния на Земле все более различаются. Коррекция таких искажений производится в процессе фотограмметрии. С начала 1990-х большинство коммерческих спутниковых изображений продается уже скорректированными. Кроме того, может требоваться радиометрическая или атмосферная коррекция. Радиометрическая коррекция преобразует дискретные уровни сигнала в их истинные физические значения. Атмосферная коррекция устраняет спектральные искажения, внесенные наличием атмосферы..

Правительством Калининградской области совместно с НИИ прикладной информатики и математической геофизики при БФУ им. И. Канта создан общедоступный геопортал «Центр космических услуг Калининградской области» (http://space.gov39.ru).

К задачам регионального центра космических услуг относятся сбор, хранение и предоставление потребителям данных дистанционного зондирования Земли, создание и поддержка программных продуктов для использования данных дистанционного зондирования Земли, оказание консультационных и обучающих услуг, пропаганда использования космических продуктов с различных сферах жизнедеятельности.